Проблемы государственного регулирования электронных денег

стандартизацию электронных денег;

надзор за эмиссией электронных денег;

обеспечение безопасности электронных денег.

Политика государственного невмешательства в разработку стандартов на системы электронных денег, которая широко используется в европейских странах, должна сочетаться с государственной поддержкой наиболее продвинутых стандартов. В настоящее время в мире осуществляется свыше 150 проектов на основе электронных денег, подавляющее большинство которых не стандартизированы. Первые шаги на пути стандартизации были сделаны в 1996 г., когда три крупнейших международных платёжных системы Europay, MasterCard и VISA разработали первую версию единых международных спецификаций на микропроцессорные карточки - EMV. Однако, реализация этих спецификаций на практике оказалась чрезвычайно дорогой. Сегодня, в области микропроцессорных карточек борются две концепции: JAVA Card и MULTOS, каждая из которых претендует на то, чтобы стать отраслевым стандартом. Идея совместить все необходимые клиенту приложения на одной микропроцессорной карточке, основным эмитентом которой будет являться банк, является чрезвычайно перспективной.

В будущем для эмиссии электронных денег потребуется получение специальной лицензии. Право заниматься эмиссией электронных денег должны быть предоставлено только финансовым институтам. Эмиссия электронных денег, видимо, должна осуществляться на той же правовой основе, что и эмиссия банкнот. При эмиссии и переводе электронных денег клиенту, банк должен зарезервировать такую же сумму. Для этого нужно создать единый резервный фонд, которым будут пользоваться все банки, примкнувшие к системе электронных расчётов, который будет гарантировать выплату наличных денег при предъявлении электронных. К эмитентам электронных денег должны применяться такие же традиционные регулирующие меры, как введение резервных требований и регулирование структуры капитала.

Для обеспечения безопасности электронных денег необходимо предусмотреть разработку универсальных шифровальных алгоритмов на государственном, а в перспективе и на межгосударственном уровнях. В 1996 г. уже был разработан проект SET (Secure Electronic Transaction) - т.е. протокол проведения безопасных электронных транзакций, разработанный «карточными ассоциациями» и ведущими технологическими компаниями. Проект SET является стандартным и открытым, позволяющим любому держателю карточки с помощью персонального компьютера или иного электронного устройства делать покупки через любую сеть, будь то Интернет, кабельное телевидение или иная среда. Проект SET должен был обеспечить безопасность расчётов и стать стимулом развития электронной торговли. Однако практическое внедрение этого проекта ограничено высокой стоимостью его использования.

Большинство вопросов, связанных с разработкой регулирующей политики государства в области электронных денег, в развитых странах ещё не решены. В частности, не решены вопросы, связанные со статусом электронных денег и их эмитентов, с правилами эмиссии электронных денег и т. д. Так как нормативная база по электронным деньгам ещё не сформирована, а электронные деньги уже эмитируются рядом финансовых институтов, то значение кредитно-денежных методов регулирования рынка электронных денег возрастает.

Серьёзные проблемы, с которыми центральные банки могут столкнуться при внедрение электронных денег связаны с потерей сеньоража, а также существенным сокращением общего объёма обязательств и активов, которые позволяют им осуществлять контроль над денежной массой. Наиболее вероятно, что замена их банкнот электронными деньгами увеличит денежный агрегат M1. Создание ликвидных средств может оказаться таким большим, что центральные банки будут вынуждены включиться в поглощение излишка ликвидности путём продажи части своих активов. Денежные операции по поглощению ликвидности могут сократить денежную базу до такой степени, что это неблагоприятно повлияет на осуществление денежной политики. Для того, чтобы избежать сокращения денежной базы, центральные банки будут вынуждены прибегнуть к альтернативным мерам сдерживания расширения денежной массы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7