Государственный кредит

Объективная необходимость в использовании государственного кредита, объясняется противоречием между растущими потребностями общества с возможностями для их удовлетворения за счёт дохода бюджета. По своей природе государственный бюджет перераспределяется из дохода страны.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, возникающая в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов и других государственных программ.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэкономических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Признаки государственного кредита:

.Наличие кредитора и заёмщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; 2.Аккумуляция свободных денежных средств физических и юридических лиц на принципах: срочности, возвратности, платности. 3.Возможность использования государственного кредита внутри страны, так и в международных отношениях.

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает: обслуживание и погашение государственного долга; выпуск и размещение новых облигационных займов; поддержание вторичного рынка долговых обязательств; регулирование рынка государственного кредита; выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Виды: - государственные займы; - казначейские обязательства - государственные ценные бумаги, размещаемые на добровольной основе среди населения. Казначейские обязательства выпускаются как долгосрочные на период от 5 до 25 лет, среднесрочные - на период от 1 до 5 лет и краткосрочные - на период до 1 года; - заимствование средств у банка.

Государственные займы - важнейший источник после налогов. Государственные займы являются одним из методов регулирования денежного обращения в стране.

Государственные займы - важнейший источник финансирования государственных программ. Для кредиторов государственные займы являются одной из наиболее возможных форм сбережения.

Государственные займы в зависимости от заёмщика: -централизованные. При централизованных центральным финансовым органом выступает МИНФИН.

децентрализованные. При децентрализованных - местные органы власти.

По месту получения займов: - внутренние (заёмщик и кредитор в одной стране);

внешние(заёмщик и кредитор в разных странах).

По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

В зависимости от формы и порядка кредитных отношений: облигационные государственные займы; безобликационные государственные займы.