Совершенствование механизма лизинговых сделок

Специфика российского рынка лизинга такова, что менее других оказывают влияние на рынок в целом лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленных групп. Возможность получить кредит для закупки лизингового оборудования имеется у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся лизингополучателями оборудования. Следует отметить, что российские банки являются учредителями 25% компаний, занимающихся лизинговой деятельностью.

По данным различных источников, в каждой седьмой компании одним из учредителей является администрация регионов. Это тоже своеобразная специфика российского лизинга.

Опыт России в проведении реформ дает основания утверждать об ошибочности прямого применения у нас зарубежных схем, моделей и методов. Десятилетия жесткого управления экономикой создали в стране промышленную инфраструктуру и ментальность участников рынка, не допускающих резкого перехода к либеральным методам управления. В связи с этим появляется необходимость разумного сочетания монетаристских методов экономической политики, применяемых в течение длительного периода времени, с современными подходами государственного регулирования экономикой на более ограниченных временных отрезках.

На наш взгляд, главным условием стабильности развития лизинга в России является регулятивное присутствие государства на рынке при обеспечении общих обязательных условий, способствующих развитию лизинга.

Стабильность лизингового рынка жестко связана с совокупностью мер и действий правительства в области промышленной политики, совершенствования законодательной и нормативной базы лизинга, а также зависит от эффективной системы управления лизинговыми рисками. В то же время должна иметь место постепенная либерализация рынка, спланированная на несколько лет.

Смягчение налогово-амортизационных требований само по себе не может привести к инициации лизинговой деятельности, обновлению основного капитала и экономическому росту. Поэтому, решая вопросы обновления основных фондов и экономического роста, именно государство может и должно активно стимулировать лизинговую деятельность. Крайне неблагоприятные условия, в которых функционирует российский лизинговый рынок, еще более подтверждают необходимость государственного регулирования лизинга. Но это должно быть оптимальное сочетание административных и рыночных методов регулирования.

Если лизинг такой удобный, доступный и эффективный в современных условиях механизм приобретения основных средств отечественными производителями для модернизации производства, почему доля лизинга в общем объеме внутренних валовых инвестиций составляет не более 3%. На этот вопрос дают ответ сами участники лизинговых отношений. Они отмечают наличие различных проблем, с которыми сталкиваются в повседневной работе:

одним из сдерживающих факторов активного развития лизинга в России является нестабильность и несовершенство нормативно-правовой базы;

по мнению многих представителей бизнеса, высокая степень изношенности основных фондов - одно из основных препятствий развития бизнеса в России. Рост рынка лизинга оборудования серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования;

согласно действующему российскому законодательству, бесспорно изъять предмет лизинга нельзя - для этого необходимо обращаться в судебные инстанции. Но это процесс сложный и длительный, а следовательно, мало используемый;

отсутствие лицензирования лизинговых компаний, которое было отменено в 2002 году, повышает риски для финансовых институтов, предоставляющих ресурсы лизинговым компаниям, и создает благоприятную почву для мошенничества псевдолизинговых организаций;

ограниченные (недостаточные) объемы собственных ресурсов лизинговых компаний для приобретения имущества, передаваемого в лизинг. Поэтому значительный объем лизинговых сделок осуществляется за счет кредитования банком дочерних лизинговых компаний;

крайне низкая доступность долгосрочного финансирования, в связи с чем кредитование через лизинг становится ограниченным. Улучшение здесь зависит от всей российской экономики и развития банковской и финансовой системы;

Перейти на страницу:
1 2 3