Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.

Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие начиная с 1992 г. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г.

Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В РФ был введен, например, НДС, который фактически восполнил отмену налога с оборота - одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально перечень налогов, установленный Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционно применяющиеся преимущественно в европейских странах налоги, как НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т. д. В то же время в состав налогов включалось и немало «экзотических» налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, налог на нужды образовательных учреждений, сбор за парковку автотранспорта и др. Необходимость взимания подобных налогов была обусловлена сиюминутными задачами наполнения бюджетов, и они менее всего отвечали задачам развития предпринимательства в стране. Кроме того, перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляли желать лучшего, несмотря на все попытки применения «драконовских» налоговых санкций или, наоборот, введения налоговой амнистии (1994-1996 гг.). Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства.

За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта - Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ вступил в силу с 1 января 1999 г.).

Перейти на страницу:
1 2 3 4