Государственный бюджет как главный средство управления социально-экономическим развитием страны

Как организационно-финансовая категория бюджетная политика является системой мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленной на реализацию поставленных задач и целей по экономическому и социальному развитию. Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране.

Бюджетный процесс - это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Содержание этапов бюджетного процесса регламентирован Конституцией Украины и Законом Украины "О бюджетной системе Украины". Этапами бюджетного процесса в Украине являются: составление проекта бюджета; рассмотрение бюджета; утверждении бюджета; исполнение бюджета, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

.Составление проекта Государственного бюджета. Бюджетный процесс начинается с того, что ВР Украины не позднее 15 июня текущего года разрабатывает и посылает Президенту специальное постановление (бюджетную резолюцию) об основных направлениях бюджетной политики на следующий год.

. Рассмотрение Верховной Радой проекта Закона о Государственном бюджете осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом ВР Украины. Проект Закона о Государственном бюджете рекомендует на заседании Верховной Рады Президент Украины. С подробной докладом о проекте Закона выступает Министр финансов или лицо, исполняющее его обязанности.

. Утверждение Государственного бюджета осуществляет Верховная Рада. финансовый политика государственный бюджет

Утверждению подлежат:

• предельный размер дефицита Государственного бюджета и источники его покрытия;

• суммы доходов Государственного бюджета согласно бюджетной классификации;

• суммы расходов Государственного бюджета относительно каждого распорядителя средств согласно бюджетной классификации;

• суммы дотаций, субвенций и размеры отчислений от регулирующих доходов в бюджеты АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

• размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета.

. Исполнение бюджета является важнейшей стадией бюджетного процесса. Кассовое исполнение Государственного бюджета осуществляется через учреждения Национального банка Украины, Государственного экспортно-импортного банка, АКБ социального развития "Укрсоцбанк", Украинского акционерно-промышленно-инвестиционного банка "Проминвестбанк". Названы банки осуществляют кассовое исполнение государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд обслуживает АКБ "Аваль".

. Отчет об исполнении Государственного бюджета составляет Министерство финансов, а относительно более низких бюджетов бюджетной системы - соответствующие финансовые органы. Сводный отчет направляется Верховной Раде. Обобщенные показатели сводного отчета подлежат опубликованию. Как правовая и одновременно экономическая категория бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, с помощью которого осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями экономики, административно-территориальными образованиями, между отдельными экономическими субъектами. Однако следует учитывать, что уровень государственных расходов нельзя определять путем принятия политических решений без соответствующих экономических обоснований. Расходы должны ограничиваться объемами доходов и безопасными для государственных финансов возможностями привлечения внешних и внутренних источников финансирования бюджетного дефицита. Резкое увеличение средств, которые выделяют из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, повышает платежеспособный спрос. А это может обернуться ростом цен. Для снижения риска повышения цен рекомендуется соблюдать правила, согласно которому увеличение непроцентных расходов бюджета не должно превышать намеченные темпы роста ВВП в текущих ценах. Анализ роста макроэкономических показателей и расходов бюджета показывает, что это правило не было обязательным при формировании показателей бюджетной системы Украины в последние годы. Так, объем ВВП в номинальном выражении в 2007 году по сравнению с 2003-м вырос на 254,2%, тогда как расходы сводного бюджета увеличен на 302,4%. При этом рост бюджетных расходов по функциям государства происходило неравномерно, а в некоторых случаях скачкообразно. В целом по сводному бюджету страны фактически проведены расходы в 2006 году превышали объемы 2003 года на 131,3%, а расходы на такие важные мероприятия, как здравоохранение, выросли на 103,3%, духовное и физическое развитие - 110,9 %, образовании - 125,6%. Низкими темпами происходило увеличение расходов на финансирование обороны страны. Расходы на оборону в 2006 году составили 6,4 млрд грн против 5,3 млрд грн в 2003 году, или увеличились на 21,2%, тогда как расходы по функции "общественный порядок, безопасность и судебная власть" выросли с 5,8 до 12,7 млрд грн, или на 117,6%.

Перейти на страницу:
1 2 3