Виды инфляции

Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенных потребителю ростом качества товаров. В российской инфляции фактор увеличения прибылей не стал доминирующим в росте цен на товары. Этот факт отчасти объясняется наличием строгого контроля над уровнем рентабельности со стороны государства. Тем не менее фактор роста прибылей имеет определенное значение в развертывании инфляции при условии либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.

Инфляция налогов - ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Западные экономисты называют ситуацию стимулирования налогов «теорией экономики предложений», согласно которой экономический рост выступает функцией налоговой политики. Несомненно, рост налогов сокращает возможности инвестиций. В результате происходит снижение уровня производства и, следовательно, предложения, что само по себе служит базой для роста инфляции. Теория «экономики предложения» предусматривает такой оптимальный уровень налогов, при котором налоговая ставка позволяет государству получать необходимый доход и развивать производство товаров в соответствии с объемом спроса, что приведет к сокращению инфляции.

В экономической практике принято различать две основные причины повсеместного роста цен и два вида инфляции: инфляцию спроса (в силу роста денежной массы М и неоправданного расширения денежного спроса) и инфляцию предложения (в ее основе лежит рост производственных издержек затрат на сырье, заработную плату, комплектующие, что и провоцирует взлет цен).

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению некоторых экономистов, обладает определенными предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, толкает к поиску средств, направленных на рационализацию производства, снижение издержек.

Инфляция спроса - это появление дополнительной, избыточной по сравнению с имевшейся ранее, платежеспособности, превышение спроса над предложением. При полной занятости и полной загруженности мощностей производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении увеличением реального объема выпускаемой продукции

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров».

Если совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

По мере роста спроса экономика вступает во вторую фазу - растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третья фаза характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на: рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос - это рост цен.

Условия инфляции спроса:

- рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

Перейти на страницу:
1 2 3 4