Таргетирование инфляции

В-третьих, при построении системы инфляционного таргетирования важным является определение целевого горизонта. Поскольку в краткосрочной перспективе мероприятия в области денежно-кредитной политики практически бессильны, целевой инфляционный горизонт редко устанавливается на период менее I года. В свою очередь, инфляционные цели на период свыше 4 лет обладают слишком значительной неопределенностью, чтобы вызывать достаточное к себе доверие и также практически не применяются.

Ключевое значение для инфляционного таргетирования имеет информационное взаимодействие с общественностью. Информация, поступающая от Центрального банка, не должна ограничиваться собственно самими инфляционными ориентирами. Поскольку инфляционные ориентиры формируются под влиянием ситуации в экономике и планируемых действий регулятора в области денежно-кредитной политики, то, прежде всего, Центральному банку следует предоставлять общественности свое наиболее полное понимание происходящего в экономике и перспектив ее развития, а также предполагаемые действия регулятора в этих условиях. В течение целевого периода Центральному банку необходимо публиковать инфляционные обзоры с расширенным анализом факторов роста цен и, в случае выхода инфляции за рамки целевых значений, следует объективно рассматривать причины неудач. Если, по мнению регулятора, существуют угрозы ускорения инфляции, необходимо прямо или косвенно указывать на озабоченность данными процессами и при необходимости даже корректировать инфляционные цели. Прозрачность действий регулятора - не менее важная составляющая инфляционного таргетирования, чем, скажем, хорошая история достижения выбираемых целей роста цен.

Практически для всех развитых стран, переходивших к таргетированию инфляции, был характерен предшествующий тренд к ее замедлению. Иными слонами, в большинстве случаев акцент на таргетировании инфляции делается не в момент угрозы повышения темпов роста цен, а, напротив, в периоды, когда инфляционный фон в целом затихает и стабилизируется. Однако известны случаи внедрения системы инфляционного таргетирования в момент ожидания активизации инфляционных процессов. В Российской денежно-кредитной политике существует двойственность целей - сдерживание укрепления рубля и достижение стабильно низкой инфляции. Принято считать, что контроль над обменным курсом и обеспечение стабильности цен - взаимопротиворечащие цели денежно-кредитной политики. Это, наиболее распространенное мнение, имеет под собой очевидное фундаментальное основание, подтвержденное в теории и на практике. Переход к таргетированию инфляции во многих странах обосновывало именно неэффективностью использования обменного курса в качестве «номинального якоря» и поиском альтернативной макроэкономической переменной, которой становилась инфляция. [9]

3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ

Перейти на страницу:
1 2