Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита

Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, представлена в таблице Б.2 приложения Б. [Приложение Б, таблица Б.2]

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно.[16] Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. [11]

Ставки купонного дохода предполагаются в 2011 - 2013 годах соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск Российской Федерации. Объем погашений по указанным ценным бумагам определен пунктом 5 статьи 20 законопроекта. Предусматривается, что указанные погашения в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в объеме 1,0 млрд. долларов США.

В 2012 и 2013 годах погашение государственных ценных бумаг в рублевом эквиваленте составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно. [23],[15]

Конечно же одним из главных моментов в прогнозировании бюджетного дефицита является среднегодовая цена на нефть Urals. Чья прогнозируемая цена в 2011 году составит 75 долларов за баррель, в 2012 - 78 и в 2013 - 79.

Вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП. [21]

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.

Можно предложить также следующие меры:

осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации.

В современных условиях государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в настоящее время частым явлением для государственного бюджета стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

В данной курсовой работе было изучено такое явление, как дефицит государственного бюджета, его виды и способы покрытия. Также было проанализировано состояние дефицита государственного бюджета РФ в настоящее время и на плановый период в будущем.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно быть направлено на содействие развитию производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств. Следовательно, операции финансирования должны быть согласованы общей финансовой и экономической политикой государства.

Перейти на страницу:
1 2 3 4