Первичный рынок

В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 г., утвержденной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Правительство РФ разрешило Минфину России в 2009 г. осуществить государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг (ОФЗ и ГСО) нетто-объемом 541,9 млрд. руб. (в 2008 г. - 369,0 млрд. руб.). В условиях утвержденного дефицита федерального бюджета Правительство РФ установило максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2009 г. на сумму 647,8 млрд. рублей.

Минфин России планировал в 2009 г. провести на первичном рынке 38 аукционов по размещению ОФЗ (Таблица 1).

Таблица 1.

В январе-апреле в условиях сохранявшейся нестабильности на российском финансовом рынке спрос участников рынка ОФЗ был крайне низким. В январе гособлигации на аукционах покупали лишь крупнейшие консервативные инвесторы. В феврале эмитент был вынужден отменить 2 аукциона, а в апреле признать 2 аукциона несостоявшимися. С мая в условиях роста банковской ликвидности ситуация на первичном рынке стала улучшаться, и до июля наблюдался устойчивый, но весьма умеренный спрос на размещаемые выпуски ОФЗ. С июля спрос стал расти, достигнув максимума в октябре, а затем, несколько снизившись, сохранялся на достаточно высоком уровне до конца 2009 года. На вторичном рынке в 2009 г. периодически проводились аукционы по доразмещению гособлигаций. До начала сентября эмитент размещал гособлигации на аукционах преимущественно с премией к их доходности на вторичном рынке, а затем со значительным дисконтом.

На состоявшихся в 2009 г. аукционах было продано 70% от суммарного предложенного к размещению объема (0,4‑-99,8% заявленного объема по отдельным выпускам).С августа 2008 г. до середины мая 2009 г. номинальный объем обращающихся рыночных выпусков государственных ценных бумаг сокращался, а затем стал возрастать (рис. 1). Это произошло вследствие изменения соотношения между объемами погашения и объемами размещения гособлигаций.

Рис.1.

Дюрация портфеля ОФЗ в 2009 г. снизилась (рис.2), т.к. эмитент в условиях роста стоимости заимствований сократил сроки привлечения средств для ограничения расходов на обслуживание облигационных займов.

Рис.2.

В 2009 г. инструменты размещались на срок от 1,8 до 5,2 года (средняя срочность - 3,3 года), тогда как в 2003‑-2008 гг. при более низкой стоимости обслуживания ОФЗ срочность продаваемых на аукционах выпусков варьировалась в диапазоне 2,1‑-30,0 года (среднегодовая срочность - от 4,6 до 12,0 года). Темп прироста портфеля ОФЗ по итогам 2009 г. превысил аналогичные показатели 2006-2008 гг., что обусловлено самым большим за последние десять лет объемом размещения гособлигаций. В соответствии с платежным графиком был частично погашен один и полностью погашены пять выпусков ОФЗ суммарным объемом 93,5 млрд. руб., а также выплачен купонный доход по 69 выпускам ОФЗ на сумму 91,0 млрд. руб. (рис.3). Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу за 2009 г. увеличился на 325,7 млрд. рублей.

Перейти на страницу:
1 2