Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в сфере управления финансами

Рассмотрим определение понятия бюджетная система.

В.М. Родионова, например, считает, что бюджетная система - «это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны». М.В. Романовская, О.В. Врублевская и другие определяют бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемую нормами права совокупность видов бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Т.М. Ковалёва дает следующее определение: «бюджетная система как организационно-финансовая категория - это организованная на определенных принципах и управляемая органами законодательной и исполнительной власти страны система бюджетов и государственных внебюджетных фондов, выражающая отношения их формирования по расходами доходам, взаимодействия, исполнения и контроля, закрепленные нормами бюджетно-налогового права». А.Ю. Казак под бюджетной системой понимает «совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве».

Следуя логике единого методологического подхода, будет правильным считать следующее определение: бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней.

В зависимости от государственного устройства у бюджетной системы может быть различное количество уровней. Если у государства один уровень бюджетной системы, оно является централизованным. Чем больше у государства автономно действующих субнациональных элементов, тем в большей степени оно является федеративным.

Х. Циммерманн приводит распространенное определение, в соответствии с которым для федеративного государственного устройства характерно наличие автономного среднего звена власти (федеральные земли, кантоны, штаты). Если это звено отсутствует, то говорят об унитарных государствах.

Выделение различных уровней бюджетной системы позволяет реализовать алокационную (размещения ограниченных ресурсов) цель государственной деятельности. Х. Циммерманн указывает, что аллокационная цель (размещения ограниченных ресурсов) реализуется тогда, когда для конечного результата (сумма произведенных товаров и услуг) выполняются два условия:

. Результат соответствует предпочтениям потребителей. Иными словами, предложение общественных благ соответствует предпочтениям их потребителей. В рыночной системе в этом случае говорят о максимально возможном суверенитете потребителей.

. Товары и услуги предоставляются с минимальными затратами. Х. Циммерманн доказывает, что «децентрализованная форма государственного устройства, и в особенности ее ключевой элемент - муниципальный уровень власти, в наиболее полной степени соответствует требованию о необходимости реализации предпочтений граждан (говоря экономическим языком, принципу суверенитета потребителей)».

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Бюджетном Кодексом РФ (в последующих редакциях).

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, где сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9