Концепция структуры бизнес-плана финансового оздоровления предприятия

Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления компании имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится неплатежеспособное предприятие. Обычный бизнес-план может составляться в расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает нормальное развитие предприятия в условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.

Другое дело ситуация неплатежеспособности предприятия. "Угрозы" уже осуществились, и планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.

Далее необходимо перейти от проблем, от "диагноза", ко второй фазе - планированию, включающему планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.

Наконец, третья фаза включает собственно составление бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него "укладываются" в определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают основные функциональные разделы бизнес-плана.

Исследования, проведенные во второй части работы показали, что ОАО "Мценский литейный завод" находится в сложном финансовом состоянии.

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие текущих затрат предприятия.

Проведенные исследования показали, что данное предприятие находится в предкризисном финансовом состоянии. Причинами кризиса являются:

технологические: завышенный уровень ресурсоемкости продукции, ограниченный рынок сбыта;

экономические: высокая себестоимость продукции из-за завышенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы; низкая рентабельность, отсутствие оборотных средств, вследствие замедления движения оборотного капитала и "оседание" его в товарных запасах и дебиторской задолженности; отсутствие свободных средств для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности;

финансовые: большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы с содержанием производственных мощностей, на погашение долгов и кредитов;

внутрифирменное экономическое управление: смена руководства, сокращение персонала.

Вместе с тем ОАО "Мценский литейный завод" выпускает конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. У предприятия существуют возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение производства сдерживается отсутствием оборотных средств.

Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть значительно сокращен.

Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет:

- совершенствования маркетинговой политики завод;

- более активной работы с предприятиями - потребителями продукции с целью взыскания просроченной кредиторской задолженности;

- осуществления реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами различных уровней.

Вместе с тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению недостаточно собственных средств предприятия. Поэтому необходимо составить бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия может быть различным.

На сегодняшний день существует типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная распоряжением ФУДН № 98-р от 05.12.94.

План финансового оздоровления включает следующие разделы:

общая характеристика предприятия;

краткие сведения по плану финансового оздоровления;

анализ финансового состояния предприятия;

мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

рынок и конкуренция;

деятельность в сфере маркетинга предприятия;

Перейти на страницу:
1 2