Формат, задачи и цель плана прибылей и убытков

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовало пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено её особым местом в системе хозяйствования.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь прибыль практически становится официально признанной целью хозяйственной деятельности организаций, достижение которой позволяет более полно удовлетворять общественные потребности в его продукции, а также реализовать растущие социальные и экономические потребности членов трудового коллектива и интересы собственника организации.

Итак, прибыль - это конечный финансовый результат, основная цель и главное условие деловой активности организации. Планируемым показателем является прибыль отчётного периода. Она представляет собой сумму прибыли от основного вида деятельности (реализации), прибыли от операционных операций, а также от внереализационных результатов хозяйственной деятельности.

Основной (по удельному весу) частью прибыли отчётного периода является прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Она рассчитывается исходя из планируемой выручки от реализации и ее затратами.

План прибылей и убытков или, как его еще называют, бюджет доходов и расходов, план финансовых результатов, является наиболее распространенным в нашей практике и наиболее привычным для понимания нашими руководителя любого уровня управления. Назначение данного бюджета - показать соотношения всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период организация, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных статей расходов.

Основной смысл формата плана - показать руководителю организации эффективность её хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря, - будет прибыль, превышение доходов над расходами или нет. Именно этот документ показывает соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период.

При разработке бюджетного формата необходимо четко определить все его основные статьи: и доходов, и затрат. Прежде всего, надо разделить все виды издержек на две основные категории, определить какие виды расходов относятся к постоянным, а какие к переменным. Это деление вызвано тем, что разные виды расходов нормируются и планируются различным образом.

С помощью плана прибылей и убытков оценивается рентабельность текущей деятельности организации, этот план формируется с помощью специализированного отчета. При соответствующей организации процесса бюджетирования можно получить отчет в целом по организации или с необходимой степенью детализации.

Существует ряд подходов к формированию бюджета. Наиболее типичными являются формирование бюджетов по центрам финансовой ответственности (ЦФО).

В случае формирования системы бюджетирования организации на основе ЦФО выделяются бизнес единицы, формирующие бюджеты и отвечающие за их исполнение. ЦФО формирует свои заявки по необходимому объему финансирования затрат и несут ответственность за соблюдение установленных бюджетных ограничений.

ЦФО - это структурное подразделение организации, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций и способное оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этих операций. По этой причине ЦФО ответственны за уровень данных подконтрольных показателей.

В зависимости от того, что именно с финансовой точки зрения несет организации тот или иной центр и за что именно он отвечает, выделяется пять основных типов ЦФО:

. Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы и таким образом влияют на затраты. Соответственно, они отвечают за их величину (примером Центров затрат являются цех, склад, бухгалтерия, реклама).

. Центры дохода отвечают за доход, который они приносят организации в ходе своей деятельности. Для того чтобы нести ответственность за доход, подразделение должно иметь возможность влиять на его уровень. И потому центром дохода может выступать подразделение организации, которое занимается реализацией товаров, т.е. те подразделения, которые предназначены для получения дохода (отдел продаж, магазин).

. Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (маржинальная прибыль, чистый доход, наценка). Как правило, такие центры создаются в тех организациях, где есть достаточно сложные по своей структуре деятельности подразделения.

. Центры прибыли определяются перед руководством за сумму полученной прибыли. Данные центры прибыли контролируют и доходную, и расходную сторону своей деятельности.

. Центры инвестиций являются вершиной все финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, как внеоборотными активами.

Перейти на страницу:
1 2 3