Анализ формирования доходной и расходной частей целевых бюджетных фондов

Законодательной базой деятельности всех бюджетных фондов является ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете, где определяется перечень фондов на год, закрепляются доходные источники и величина доходов для бюджетных фондов, а также их расходы и целевые задачи.

Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

В качестве источников формирования целевых бюджетных фондов рассматривают специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда [30; с. 276].

Помимо этого, одной из особенностью целевых бюджетных фондов является то, что на них не распространяется принцип общего покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы и доходы целевых бюджетных фондов включаются в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона о бюджете на предстоящий финансовый год. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Необходимо отметить, что бюджетная система Российской Федерации находится в стадии реформирования, что обуславливает постоянную её изменчивость, в том числе и по целевым бюджетным фондам. Законодатель не пришёл к какому-то единообразию в данном вопросе, но тем не менее, прослеживается чёткая тенденция к отказу от функционирования целевых бюджетных фондов и переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования и финансирования, суть которого будет раскрыта далее.

Федеральные целевые программы - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.

Проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов, был рассмотрен на заседаниях: Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 28 июля 2010 г. и 8 сентября 2010 г., Правительства Российской Федерации 29 июля 2010 г. и Рабочей группы (подкомиссии) Бюджетной комиссии 31 августа 2010 г. и 1 сентября 2010 года.

В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов федеральные целевые программы (по открытой части федерального бюджета) предусматривается реализовать по девяти приоритетам:

) "Развитие высоких технологий",

) "Жилье",

) "Транспортная инфраструктура",

) "Дальний Восток",

) "Село",

) "Социальная инфраструктура",

) "Безопасность",

) "Развитие регионов"

) "Развитие государственных институтов".

Предварительная оценка объемов финансирования федеральных целевых программ, реализуемых в рамках указанных приоритетов, составит: в 2011 году - 921,77 млрд. рублей, что на 159,93 млрд. рублей (21 процент) больше, чем в 2010 г. (в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в редакции от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ), в 2012 году - 847,63 млрд. рублей, в 2013 году - 805,67 млрд. рублей.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6