Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все «жизнедеятельные» отрасли тесно связаны друг с другом и изменения в качественно лучшую сторону одних ведёт к негативным последствиям других.

На основе проведенного во 2 главе работы анализа очевидно, что без решения проблем социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим ознакомимся с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития и торговли России, и рассмотрим возможные варианты решения и стратегии развития демографической политики, совершенствование пенсионного обеспечения и системы здравоохранения в ближайшей перспективе. С решением этих проблем, возможно, улучшится система социального страхования и стабилизуется организационно-финансовая деятельность внебюджетных фондов.

Итак, рассмотрим сначала сущность социального страхования.

Социальное страхование (СС) - механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения.

Сущность социального страхования заключается в уменьшении и компенсации материальных потерь за счет привлечения как можно большего числа субъектов, подтвержденных определенным рискам, для формирования финансовых ресурсов и перераспределения затрат по компенсациям наступивших случаев.

Обязательное социальное страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС [48; с. 69].

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взнос з работающее население.

Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Страховщиками могут выступать внебюджетные фонды, государственные и негосударственные фонды и страховые компании, которые возмещают наступившие страховые случаи и компенсируют потери или расходы застрахованных лиц. Государство выполняет функции законодательной инициативы, обеспечивает организацию и функционирование институтов социальной защиты, а также исполняет роль страхователя отдельных категорий населения.

Система пенсионного страхования в РФ специалистами оценивается как неэффективная, одно из подтверждений тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка (отношение средней пенсии к средней заработной плате), который пока не соответствует международным нормам (в 2009г. он был равен 28,7 процента, а должен быть не менее 40 процента). Несмотря на то, что в 2010 предполагается его увеличение с 28,7 процента в 2009 до 38,7 процента, прогнозируется, что в 2016 коэффициент составит уже 35,2 процента, а в 2020 - 33,9 процента. И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых. Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования системы ОСС в 2010 отмена ЕСН и возврат к страховым взносам. Тарифы страховых взносов в 2010 г. для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, такие же, что и в 2009 при уплате ЕСН: ПФР-20 процента, ФСС-2,9 процента, ФФОМС-1,1 процента, ТФОМС-2 процента, итого-6 процента. Далее они будут увеличиваться: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составляет от 10,3 до 26 процента, то в 2011-2012 от 20,2 до 34 процентов, в 2013-2014 от 27,1 до 34 процентов, а с 2015-34 процента для всех плательщиков.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6