Проблемы и перспективы развития целевых бюджетных фондов и внебюджетных фондов

Один из положительных сдвигов Обязательной Пенсионной Системы достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера, что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Несмотря на то, что сейчас Пенсионный фонд России не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей, платежеспособность Пенсионного фонда все же во многом обеспечивается средствами федерального бюджета. Это можно объяснить снижением с 1 января 2005г. почти на одну треть ставки ЕСН, в связи с чем ГВБФ потеряли значительную часть финансовых ресурсов, которые, правда, правительство частично возместило. Если посмотреть 1990-е гг, можно увидеть, что ГВБФ испытывали финансовые затруднения, в т.ч. и ПФР, хотя были достаточно высокие тарифы страховых взносов на ОСС (в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов ОСС превышали объем поступавших страховых взносов). Это было связано со следующими причинами:

) Применение зарплатных схем работодателями;

) Финансовый кризис 1998 г.;

) Снижение реальных денежных доходов.

В 2010 году дефицит бюджета Пенсионного фонда России превысил почти 3 процента ВВП и по прогнозам будет еще расти. Данная ситуация усугубляется сохранением не страхового перераспределения пенсионных прав.

Таким образом, пенсионная система является финансово неустойчивой. Тут же надо сказать, что ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в лучшую сторону, например, за счет Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой уже привела к положительному эффекту число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г.

Несмотря на дефицит, наблюдается рост поступлений средств Пенсионного фонда России, например, в 2004-2009 г., что в целом характерно и для других фондов.

Например, в 2009 г. объем поступлений ПФР и ФСС по отношению к 2008 г. составил 118 процентов и 122 процента, к 2004 - 3,2 и 2,8 процента. В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что составляет 102,7 процента к 2008 г., т.е. на 2,7 процента больше, чем в 2008 году, в 2,9 раза, чем в 2004. Только доходы ФФОМС в 2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. и составили 77,8 процента.

Перейдем теперь к ОМС. Одна из основных проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране, высокий уровень смертности и распространения тяжелых заболеваний.

Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую программу ОМС, ежегодно утверждаемую Правительством РФ.

Еще одна проблема в рамках ОМС многоканальность финансирования медицинских организаций. Здравоохранение финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ. Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование. Это снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.

Наблюдается нарушение принципов СС, например у нас формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга. Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка имеет около 80 процентов застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически нет мотивации к возвращению на работу, т.к. не работая они получают туже заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности. Это нарушение такого принципа системы СС, как сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6