Определение потребности предприятия в оборотных средствах

В процессе использования осуществляемых инвестиций в основные средства (основной капитал) предприятие испытывает потребность в финансовых средствах для закупки сырья, материалов, топлива, формирования запасов, выплаты заработной платы и т. д. Все эти средства и представляют собой оборотный капитал. Характеризуя его сущность, необходимо отметить, что оборотный капитал не только переносит свою стоимость на продукцию в течение операционного цикла (от момента закупки сырья, материалов и других видов ресурсов до момента поступления денег от реализации продукции), но и включает денежные средства и те активы, которые при нормальном функционировании предприятия, будут превращены в течение года от даты балансового отчета в денежные средства.

Операционный цикл на предприятии складывается из следующих этапов:

·приобретение сырья, материалов и других аналогичных ценностей и оплата счетов поставщиков;

·обработка сырья и материалов с целью получения товарной продукции и оплата труда работников за счет имеющихся денежных средств;

·реализация готовой продукции и представление платежных документов покупателям;

·поступление денежных средств от покупателей за реализованную продукцию.

Сокращение времени по всем этапам этого цикла имеет огромное значение в деле эффективного управления оборотным капиталом. При возможности осуществлять оплату товаров (продукции) после их реализации потребность в оборотных средствах может быть значительно меньше. Это положение относится и к хозяйствующим субъектам торговли и другим.

Оборотный капитал, как это указано в активе бухгалтерского баланса, включает в себя материально-производственные запасы, производственные запасы, незавершенное производство и готовую продукцию, расходы будущих периодов, дебиторскую задолженность (счета, предъявленные к оплате), денежные средства (в кассе, на расчетных счетах в банках, прочие счета).

На каждом предприятии определяют общую величину оборотного капитала и его структуру по указанным составляющим (доля отдельных видов оборотных средств в их совокупной величине на квартальные даты в среднем за год).

Самой важной функцией оборотных средств является использование их как активов производства прибыли. Само название этих средств (капитала) свидетельствует о значении их оборачиваемости (оборота). В этих целях величину оборотных средств оценивают по числу их оборотов за определенный период и измеряют по количеству дней, когда их запасы позволят обеспечить функционирование предприятия. Так, для целей анализа, планирования и организации контроля за состоянием запасов сырья, материалов, готовой продукции и т. п. исчисляют величину запасов в днях по следующей формуле:

где Тдн - величина запасов в днях;

Мі- запасы необходимого (i) вида ресурсов в натуральных единицах измерения;

Оі-среднедневной расход необходимого (i) материала в тех же единицах;

Эти же расчеты можно выполнить и в стоимостной оценке запасов и среднедневного расхода в одинаковых (закупочных) ценах.

На каждом предприятии исчисляют средний размер запасов по среднеарифметической при наличии данных на две даты и среднехронологической при наличии данных на три даты и более. Для оценки состояния управления запасами исчисляют их оборачиваемость в днях и разах по следующим формулам:

где Т0б - оборачиваемость в днях;

Тр -Оборачиваемость в разах;

Σ - средние запасы за определенный период в сумме;

Одн - однодневный расход в сумме за этот же период.

где Vреал - объем реализации за определенный период; - средние запасы за этот же период.

Расчет средней оборачиваемости - это отношение себестоимости реализованной продукции к средней величине запасов в одних и тех же ценах. Другой показатель - число дней, необходимых на один оборот запасов: 360 дней делится на среднюю оборачиваемость запасов в разах. Величина оборачиваемости в днях является одним из показателей ликвидности, так как он выражает скорость, с которой запасы могут быть обращены в наличность.

Основным фактором, определяющим величину запаса, является, как это видно из вышеизложенных положений, объем продаж. Исходя из того, что объем продаж выступает показателем уровня спроса, используя научные методы управления запасами, установлено, что прирост запасов находится не в линейной зависимости от объема продаж (спроса), а что объем запасов пропорционален квадратному корню из объема реализации.

На предприятиях большое значение имеет обоснованная оценка запасов, которая изучается в связи с движением Продукции, и определение их стоимости. На практике наиболее часто определяют стоимость запасов тремя наиболее удобными методами - ФИФО, ЛИФО и по средневзвешенной стоимости.

Перейти на страницу:
1 2 3