Финансово-бюджетный федерализм, межбюджетные отношения

блок взаимных расчетов.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Решается ряд проблем:

) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;

) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью следует:

более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий

Российской Федерации и ее субъектов, заложенные в Конституции Российской Федерации.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

%% к ВВП

34,7

33,4

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

%% к ВВП

41,8

39,1

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

Дефицит (-) /профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

%% к ВВП

-7,1

-5,7

Перейти на страницу:
1 2 3 4