Содержание и необходимость социальных расходов государства на социальные нужды

Одной из основных целей экономической политики современного государства является полноценное обеспечение жизнеспособной системы социальной поддержки населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание.

В начале 2000-х гг. в сфере государственных доходов и расходов были проведены крупные структурные реформы: предприняты попытки решения задачи обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности, изменен действующий Бюджетный кодекс, внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений, завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения бюджета и бюджетов большинства регионов страны, упорядочены отношения по формированию и использованию внебюджетных фондов государства. Сегодня государство выступает инициатором социальных общероссийских программ («национальных проектов»), направленных на улучшение жизни широких слоев населения путем укрепления системы здравоохранения, организации рынка доступного жилья, развития агропромышленного комплекса, повышения качества образования. В бюджетах всех уровней предусматриваются значительные финансовые ресурсы на реализацию этих приоритетов.

Одним из главных понятий курсовой работы является понятие социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население [16, с. 286]. Социальная инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическая культура, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство, средства массовой информации.

Развитие инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития материального производства. Однако, инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производственные силы. Социальная инфраструктура является социальным ускорителем экономического развития. [15, с. 176]

Социальная инфраструктура способствует снижению потерь рабочего времени. Это достигается максимальным использованием календарного рабочего времени за счет уменьшения заболеваемости работников. Своевременное проведение профилактических и других мероприятий уменьшает заболеваемость трудящихся, что обеспечивает дополнительный прирост национального дохода.

Инфраструктура - важный фактор повышения производительности труда. Влияние непроизводственной сферы на производительность труда связано и с уровнем знаний работника. Степень профессионального мастерства рабочего в значительной степени зависит от общеобразовательного уровня. У рабочих со средним образованием производительность труда на 25-35% выше, чем у рабочих с образованием 5-9 классов. С ростом образовательного ценза возрастает способность к повышению производительности труда, увеличению объема национального дохода.

Особенно велика роль социальной инфраструктуры в повышении эффективности использования внерабочего времени населения, которое необходимо для отдыха, социального развития человека, формирования его семьи и т.д.

Одна из главных целей развития инфраструктуры - предоставление населению услуг для высвобождения их свободного времени, которое может быть им использовано более рационально, с пользой для индивидуума и всего общества в целом.

И наконец, ни с чем не сравнима роль инфраструктуры в духовном развитии человека, в совершенствовании социальных отношений. Этим целям подчинена деятельность социально-культурных учреждений. [12, с. 287] В современных условиях на содержание инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятии и населения.

Итак, социальная инфраструктура является главным звеном в жизни общества, а также является ускорителем экономического развития. Социальная инфраструктура включает следующие отрасли: просвещение здравоохранение и физическая культура, социальное обеспечение, ЖКХ, искусство и СМИ.