Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах

В России же остаётся низким удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов так называемого расширенного правительства Российской Федерации. Например, на здравоохранение выделяется всего 3-4% процентов совокупных расходов родного «расширенного правительства» по сравнению с 17% в Австралии, 14% - в Чехии, 13% - в Австрии, Германии, Швеции, Италии, Бельгии и 12% - в Литве. Российский показатель - самый низкий среди стран Центральной и Восточной Европы.

Если же проводить сравнение по долям этих затрат в ВВП, то положение ещё более унизительное. В России эта величина составляет в последние годы чуть больше 2% ВВП, по сравнению с 5,8% в Дании, 6,6% - в Бельгии, 6,7% - в Германии и 7,7% - в Швеции.

Аналогичная картина наблюдается в финансировании образования. Доля расходов на образование в России составляла в последние годы около 8,1% в структуре совокупных расходов «расширенного правительства», а к ВВП - 3 %. Для сравнения: в Австралии они равнялись 14,4% совокупных расходов «расширенного правительства» и 5,2% ВВП, в Дании - соответственно 15,3% и 8,8%, в Бельгии - 16,3% и 8,1%, в Швеции - 13,5% и 7,7%. [25]

Что же заключается финансирования внебюджетных фондов, то следует сделать акцент на социальном страховании. Медицинское страхование широко развито в большинстве стран мира. Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, видимо, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.

Решение одинаковых проблем и достижение одинаковых целей осуществляется по-разному. Одни страны пытаются изменить основную систему организации здравоохранения (переход к национальному всеобщему обязательному медицинскому страхованию от добровольного страхования в Израиле, Нидерландах; переход к медицинскому страхованию от государственной системы в странах Центральной и Восточной Европы). Другие страны сохраняют действующую систему, внося в нее определенные коррективы (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, страны Северной Европы). В экономически развитых странах в связи с особым вниманием, уделяемым правам человека, обсуждается вопрос о предоставлении гражданам большего выбора за счет расширения добровольного медицинского страхования.

Теоретически, чем больше страховых компаний действует на рынке медицинских услуг, тем выше уровень конкуренции между ними и тем больше свобода выбора для граждан. Но на практике зачастую выбор для отдельно взятого гражданина может быть весьма ограничен, т.к. его доходы могут не позволить оплатить часть страховых программ. Лишь более богатые и хорошо оплачиваемые граждане действительно будут иметь свободу выбора. Эта причина является основной, заставляющей большинство стран искать пути обеспечения базовых минимальных наборов услуг и условий их оказания для всех граждан одинаково, независимо от каких бы то ни было условий. Даже в странах, в которых страхование осуществляется несколькими независимыми страховыми компаниями (Германия, Франция, Япония), государство регулирует почти всеобщую равную доступность базовой корзины медицинских услуг.

Перейти на страницу:
1 2 3 4