Нецелевое использование бюджетных средств в строительстве

Факты нецелевого использования бюджетных средств в строительстве устанавливаются, как правило, проверяющими органами - Счетной Палатой Российской Федерации, а также Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзором).

Наиболее распространенным нарушением, выявляемым Счетной Палатой является обоснование нецелевого использования бюджетных средств в рамках реализации адресной инвестиционной программы как «завышения сметных объемов работ», а именно как «…замену строительных материалов и выполнение дополнительных работ, не предусмотренных сметой» и так далее. Между тем в настоящее время не существует такого нормативного акта бюджетного законодательства, который бы устанавливал, что «завышение объемов сметных работ в строительстве» является нецелевым использованием бюджетных средств. Суд кассационной инстанции Федерального арбитражного суда подчеркнул, что «нецелевое использование» и «завышение сметных объемов работ» - не одно и то же. То есть Счетная палата производит подмену этих понятий.

Ошибочно было бы эти нарушения признавать нецелевым использованием бюджетных средств при том, что не имело место перенесение средств, выделенных на строительство и ремонт, на другие статьи расходов - коды бюджетной классификации согласно утвержденной бюджетной росписи, что, собственно, Счетная палата и не устанавливает.

Документами, обосновывающими то, что бюджетные денежные средства были направлены на достижение результатов (строительство, ремонт/реконструкция), применения коэффициентов и несение затрат при строительстве, являются акты приемки работ, акты контрольного обмера.

В ходе контрольного мероприятия Счетная палата производит перерасчет и так называемое «снятие завышенных объемов и стоимости СМР по отдельным объектам». Само по себе понятие «снятие завышенных объемов» является трудным для трактовки его как юридической категории. Тем не менее, Счетная палата признает, что «снятие сметных объемов» является устранением нецелевого использования. В то же время, в соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование может быть устранено только путем списания в бесспорном порядке сумм используемых не по целевому назначению их получателями, а не «путем снятия завышенных объемов» в виде приведения в порядок бухгалтерского учета.

Требование о «проведении снятия завышенных объемов» фактически означает внесение изменений в проектно-сметную документацию и первичные бухгалтерские документы с целью приведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и соответствия их проектно-сметной документации с учетом внесения в нее изменений, которые не приводят к перерасходу выделенных лимитов бюджетных ассигнований и изменению целей выделения бюджетных средств. Не устранение этих нарушений может повлечь только гражданско-правовую ответственность (в рамках договора строительного подряда по спору между заказчиком и подрядчиком).

Сложности с использованием и последующим учетом денежных средств в строительстве связаны со сложностью самого процесса строительства, его непредсказуемостью и сложностью точного прогноза в отношении необходимых расходов. При этом бюджетный учет по своей сути требует максимального полного и четкого следования бюджетной росписи и достигнутым в госконтракте условиям, что и порождает противоречия и сложности в правоприменении. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, содержащей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Исходя из этого видно, что смета в первую очередь является документом, определяющая цену работ, а не объемы.

Хотелось бы отметить, что допустимым доказательством нецелевого использования бюджетных средств на осуществление строительства, ремонта, реконструкции могут служить акты контрольного обмера, составленные представителями заказчика, подрядчика, Счетной Палаты и лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.

Впоследствии, на основании этих актов, которые соответствуют сметным нормативам в процентном выражении, составляются акты в количественном выражении, как того требует бухгалтерское законодательство в части оформления первичной бухгалтерской документации. Рассмотренные нарушения обусловлены преимущественно особенностями вида деятельности, на которые направляются бюджетные средства, поскольку зачастую претензии со стороны проверяющих органов связаны только с расширительным толкованием понятия «нецелевое использование» бюджетных средств. Поскольку доказывать свою правоту придется самому проверяемому получателю бюджетных средств, то важно самостоятельно знать надлежащие доказательства целевого использования бюджетных средств и своевременно передавать Счетной палате, чтобы сократить свои возможные расходы на оспаривание вынесенных при проверке решений.

Перейти на страницу:
1 2 3