Практическое применение анализа взаимосвязи "Затраты - Объем - Прибыль" на примере предприятия

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также относительные показатели эффективности хозяйствования - показатели рентабельности (R). Различают несколько показателей рентабельности. В частности это: рентабельность основной деятельности (Rосн д) и рентабельности продукции (Rпрод), которые определяются по формулам 2.3 и 2.4:

осн д = Ппр/Зпр х 100%, (2.3)

Rпрод = Ппр/Вд х 100%, (2.4)

где Ппр - прибыль от продажи продукции (работ, услуг) по стр. 050;

Вд - валовой доход (выручка) по стр. 010;

Зпр - затраты на производство и реализацию продукцию (полная себестоимость продукции) по стр. 020 + 030 + 040.

2008 = Rосн д = 13330/93855х100% =14,2 %

= Rосн д = 12735/147618х100% = 8,6%

= Rосн д = 2092/84942х100% = 2,5%

= Rпрод = 13330/107185х100% =12,4 %

= Rпрод = 12735/160353х100% = 7,9%

= Rпрод = 2092/87034х100% = 2,4%

Расчет точки безубыточности можно определить следующим способом (формула 2.5):

Уд Мд = Мд / Вд, (2.5)

где Уд Мд - удельный маржинальный доход;

Мд - маржинальный доход;

Вд - валовый доход (выручка).

Удельный МД2008 = 13330 / 107185 = 0,12

Удельный МД2009 = 12735 / 160353 = 0,07

Удельный МД2010 = 2092 / 87034 = 0,02

Далее рассчитаем критический объем продаж (точка безубыточности, порог рентабельности). В стоимостном выражении формула выглядит таким образом (формула 2.6):

Критический объем продаж = Постоянные расходы/ Удельный маржинальный доход (доля маржинального дохода в сумме выручки от продаж). (2.6)

Критический объем продаж 2008 = 93855 / 0,12 = 782125 тыс. руб.

Критический объем продаж 2009 = 147618 / 0,07 = 2108828 тыс. руб.

Критический объем продаж 2010 = 84942 / 0,02 = 4247100 тыс. руб.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж.[20]

Анализируя уровень динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО "Артемида" видно, что прибыль от продаж за 2010 год по сравнению с 2008 годом значительно уменьшилась, то есть на 84,3%. Это связано с уменьшением выручки от продажи продукции на 18,8%. Сальдо прочих доходов и расходов изменились в сторону увеличения на 133,9 и 129,1%. Чистая прибыль за 2010 год по сравнению с 2008 годом сократилась, что составляет в процентном отношении к базисному значению на 46,2%.

Установление продажной цены на продукт - важнейшая задача ООО "Артемида" и искусство менеджеров. Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход - назначить такую цену, которая привлечет покупателя; другой - использовать цены конкурента, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий - использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

Затратная цена многими рассматривается как более надежный путь установления реальной цены, поскольку она позволяет достаточно точно формировать величину прибыли в цене. Однако затратные цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, конкуренцию. Большинство преуспевающих компаний применяет комбинацию из трех перечисленных подходов.[14]

Перейти на страницу:
1 2 3