Правовая сущность налога на прибыль

Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Сущность любого явления определяется характеризующими его признаками: общими (для всех однородных явлений) и особенными (выделяющими его в системе однородных явлений). Таким образом, анализируя правовое содержание категории «налог на прибыль», необходимо учитывать, во-первых, сущностные характеристики налога как родового явления, во-вторых, основные элементы юридического состава налога - признаки налога, характеризующие форму его внешнего выражения, и, в-третьих, такие черты налога на прибыль, которые определяют его место в системе налогов стран Российской Федерации и Украины.

Обратимся для начала к историческому развитию понятия «налог».

«Под налогом следует понимать обязательные для граждан платежи известной доли своего имущества или труда с целью удовлетворения государственных или общественных потребностей»

Д. Львов выделяет две, на его взгляд, главные черты налога:

обязательность платежа и установление его верховной властью;

платеж, вносимый для удовлетворения потребностей государства.

Схожее определение использует и Франческо Нитти: «Налог есть та часть богатства, которую граждане принудительно отдают государству и местным общественно-правовым органам на цели удовлетворения коллективных потребностей. Налог имеет . принудительный характер и служит для производства тех услуг, полезность которых чувствуется всеми жителями и по самой природе своей не делима».

Как принудительный сбор, взимаемый с лиц, находящихся на определенной территории, для покрытия общих расходов государства, трактует эту категорию И.Х. Озеров

Определенная специфика характерна для определения налогов, которого придерживается П. Тарасов. Он также считает, что к ним относятся все постоянные и правомерные сборы государства с граждан, употребляемые для покрытия государственных расходов. И включает сюда также пошлины, подати, под которыми понимаются « .все окладные и неокладные денежные сборы, производимые государством на покрытие государственных расходов, совершенно независимые от оказываемых государством услуг, тогда как пошлины всегда имеют значение платы за определенные услуги или за дарованные права»

А.А. Исаев определяет налоги как «суть обязательные, денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления» Раскрывая это определение, он подчеркивает, что обязательность отличает налоги от доходов частного хозяйства государства; денежность взносов - от натуральных повинностей; общий характер расходов - от пошлин, покрывающих расходы отдельной отрасли управления.

Подобного подхода придерживается и Э. Селигмен: «Налог - есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика»

В целом, сложность понимания природы налога обусловлена тем, что это комплексная категория, имеющая как юридическое, так и экономическое содержание.

Определяя экономическую сущность налога, большинство исследователей указывают на то, что налог является элементом распределительных, производственных отношений. С.Д. Цыпкин отмечает, что «налоги - это особый финансовый институт, совокупность финансовых отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода». Посредством налогов часть доходов граждан и организаций привлекается в централизованный фонд денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей. Таким образом, как экономическая категория налог является формой распределения и присвоения государством части доходов общества.

Юридическое восприятие такого присвоения государством части доходов общества основано на переходе права собственности. С точки зрения права, категория «налог», прежде всего, выражает отношения собственности: налог представляет собой платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта (физического лица или организации) к публичному (государству). Поскольку посредством налога государством всегда изымается часть собственности (дохода) частного субъекта, постольку присвоение указанной части собственности (дохода) производится не на основе экономических законов, а на основе юридических норм. Свое решающее значение категория «налог» приобретает именно в праве. Точное уяснение её содержания способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право собственности налогоплательщика. В этой связи следует согласиться с суждением Д.В. Винницкого о том, что вне зависимости от сферы проявления налога в жизни общества, он представляет собой прежде всего правовой феномен. Поэтому особый интерес представляет исследование именно правовой сущности налога на прибыль организаций.

Перейти на страницу:
1 2 3 4