Законодательство Российской Федерации о налогообложении прибыли предприятий

Налоговое законодательство - это совокупность правовых норм, закрепленных в законах РФ и в законах субъектов РФ, актах органов муниципальных образований, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Нормативные правовые акты о налогообложении включают:

) Указы Президента РФ;

) Постановления Правительства РФ;

) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

) акты налоговых органов.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Обложение налогом на прибыль, как и обложение любым другим налогом, регулируется специальным законодательством. Так, до недавнего времени, основными документами, регулировавшими порядок исчисления и уплаты этого налога, были Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкция Госналогслужбы России от 10 августа 1995г. Ж37. К сожалению, эти нормативные акты не давали ответов на множество вопросов, что негативно отражалось на повседневной работе финансовых служб организаций. Существовал даже целый ряд проблем, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налога на прибыль, никак не урегулированных на уровне нормативных документов. К тому же постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяло организациям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводило в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.

В связи с этим 6 августа 2001 г. был подписан Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Этот документ дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) главой 25 «Налог на прибыль организаций». Кроме того, указанный Федеральный закон признал утратившим силу, с момента введения в действие с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ, Закон Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

С принятием Главы 25 Налогового кодекса завершился важнейший этап налоговой реформы в России. По сути, новый закон ввёл налогообложение экономической прибыли предприятия, сохранив при этом нормы, стимулирующие инвестиции в основные фонды, как, например, положения о новых амортизационных отчислениях. Остающиеся ограничения направлены на предотвращение ухода от налогов. Другими словами, ограничения в отношении признания расходов для целей налогообложения установлены для предотвращения практики вывода прибылей из отдельных видов деятельности под видом расходов. Соответственно, нормы по борьбе со злоупотреблениями, например, ограничивают выплату зарплаты и других видов компенсаций в виде оплачиваемых коммерческих расходов.

Перейти на страницу:
1 2