Законодательство Украины о налогообложении прибыли организаций

На данном этапе правовой базой относительно налогообложения в Украине есть законы общего и специального действия, которые приняты Верховной Радой Украины.

К законам общего действия относят:

- “О системе налогообложения”

“О государственном бюджете”

К законам специального действия относят законы, которые касаются взыскания отдельных налогов и налоговых платежей.

На основе принятых законов органы исполнительной власти (в основном налоговые органы) разрабатывают инструктивно-методическую базу, которая обеспечивает механизм действия законов о налогообложении.

Установление и отмену налогов и налоговых платежей осуществляет Верховная Рада Украины, Верховная Рада АР Крым, местные советы (относительно местных налогов), ставку и механизмы исправления налогов не могут устанавливать или изменять другими законами кроме законов о налогообложении. Изменения и дополнения к законам о налогообложении вносятся не позже как за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают с начала нового бюджетного года.

Любые налоги, которые не предусмотрены законом о системе налогообложения, не могут быть обязательными для уплаты на территории Украины.

Установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льготы их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины.

Что касается непосредственно налогообложения прибыли предприятий в Украине, то оно также как и в Российской Федерации постоянно находилось в центре внимания законодателей, которые неоднократно пытались усовершенствовать его. За период с 1991-1998 гг. взимание налога с прибыли (дохода) предприятий регулировалось нормами четырех законов. Так, в 1991 г. в Украине действовал Закон СССР «О налогах с предприятий и организаций».

С 1 января 1992 года был введён в действие Закон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций», в соответствии с которым объектом налогообложения вместо балансовой прибыли стал валовый доход предприятия, уменьшенный на сумму материальных затрат и обязательных платежей. Тем самым в объект налогообложения, кроме прибыли, были включены расходы на оплату труда. Если предприятие не имело прибыли, но выплачивало заработную плату, оно должно было уплачивать налог на доход. Таким образом, налог на доход взимался независимо от степени доходности предприятия. Это вело в «вымыванию» огромных сумм оборотных средств у предприятий, производивших трудоёмкую продукцию (работы, услуги) и не отличавшихся высоким уровнем рентабельности. Ставка налога составляла 18% облагаемого дохода. Пониженные ставки в размере 15% устанавливались для совместных предприятий с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30% и в размере 9% - для опытных заводов. Повышенные ставки устанавливались для посреднической деятельности (65%) и доходов от казино, видеосалонов, игральных автоматов, проведения концертно-зрелищных мероприятий (70%).

Оказав немалое влияние на ухудшение финансового состояния многих предприятий и на увеличение теневого сектора экономики, рассматриваемый закон был заменен с 1 января 1995г. Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Объектом налогообложения стала балансовая прибыль предприятия, рассчитываемая как общая сумма прибыли всех видов деятельности за отчетный период. Базовая ставка налога составляла 30%.

Производство сельскохозяйственной продукции не облагалось налогом на прибыль. Для предприятий агропромышленного комплекса устанавливалась ставка 15%, для посреднических операций - 45%, для прибыли от проведения лотерей и игорного бизнеса - 60%.

С 1 июля 1997 г. был введен в действие Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий”, в котором содержатся изменения методических основ налогообложения прибыли, потребовавшие введения специального налогового учета. Объектом налогообложения становится уже не бухгалтерская, а расчетная прибыль, основой для определения которой выступают валовые доходы и расходы, которые предприятие понесло не в связи с реализацией конкретного объема продукции, а за определенный период времени.

После 1997 года в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» было внесено 116 изменений и дополнений. Основной причиной этих корректировок стало то, что законодательные акты, принятые в 1990-1996 гг., оказались недостаточно разработанными и недостаточно проверенными практикой.

Роль этого закона не ограничивается установлением порядка взимания налога на прибыль предприятий. В отсутствии Налогового кодекса основной терминологический аппарат налогообложения сосредоточен именно в этом специальном законодательном акте, однако и он не содержит необходимой полной терминологической базы .

Что касается гармонизации налогового режима в целом, то важным шагом в направлении законодательного обеспечения реализации регулирующей функции налогов было принятие в феврале 1997 года новой редакции главного налогового закона Украины - Закона «О системе налогообложения». В этом законе налоговое регулирование нашло прямое отражение в трех из двенадцати принципов построения системы налогообложения:

Перейти на страницу:
1 2 3