Бюджет продаж - это наиважнейший расчет, который является основой бюджетирования, включая конкурирующую позицию предприятия и направления ее улучшения.
Бюджет продаж и его товарная структура определяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия, влияют на другие бюджеты, выстроенных на информации, которая содержится в бюджете продаж.
Бюджет продаж - операционный бюджет, который содержит информацию о запланированном объеме продаж, цены и ожидаемые доходы от реализации каждого вида продукции. В упрощенном виде этот бюджет выглядит так:
Бюджет продаж
Центр ответственности - отдел маркетинга.
1. Ожидаемый объем.
2. Ожидаемая цена единицы продукции.
. Выручка от реализованной продукции.
. Поступления денежных средств.
. Дебиторская задолженность на начало месяца.
. Поступление средств от продажи за месяц.
. Всего поступление средств.
Бюджет продаж составляется с учетом сроков и погашения дебиторской задолженности, расчет совершается в такой последовательности:
Расчет ожидаемых поступлений денежных средств от продажи
1. Остаток дебиторской задолженности на конец периода, грн.
2. Сумма задолженности до погашения.
. Поступления от продажи, грн.
. Всего поступлений, грн (строка 2 + строка 3).
Программа составления бюджета продаж включает пять стадий:
1) Анализ движения продаж за несколько предыдущих лет по видам продукции, регионам, типам покупателей, сезонностью, основными товарными группами и по динамике изменений этих показателей, созданных неравномерным ежегодным приростом объемов продаж, которые влияют на разработку прогноза;
2) Анализ чувствительности основных рынков сбыта (учет общего экономического развития, фаз цикла - спад, увеличение);
) Изучение возможностей рекламы своих товаров, кооперации, условий кредитования, которые влияют на объем реализации;
) Анализ информации о стоимости не исполненных заказов и тенденции, касающиеся новых заказов на продукцию предприятия;
) Расчет продаж по отдельным товарным группам и в целом по предприятиям. Это конечная фаза составления такого бюджета, когда формируется основная стратегия продаж и его объем.
Прогноз продаж - основа планирования производства, а бюджет продаж - основа бюджета производства.
Образцы расчетов бюджета продаж и графика поступления денег от клиентов смотри в таблицах 2.1.1 и 2.1.2