Отечественная система планирования финансов государства

Финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

В 90-е гг. в государстве произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов.

Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются.

Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. [16]

При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства.

В настоящее время кроме бюджета формируются: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имеет специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50% национального дохода.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета на современном этапе такие же сложные, противоречивые, во многом не отвечающие даже интересам новых хозяйствующих субъектов, как ив период становления социалистических финансов.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства.

С позиций системного подхода к системе финансов целесообразно относиться как к органичной системе, которая в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации. Свойства системы финансов как органичной системы (ее способность эволюционировать и т.д.) также применимы к системам более низкого уровня (в том числе, к системе управления бюджетом, к системам государственного и регионального бюджетного планирования).

Сформулируем принципы трансформации методологий бюджетного планирования (рис. 2).

Рис. 2. Процесс трансформации методологий бюджетного планирования

Процесс трансформации состоит из следующих этапов: дополнительно к существующим методам бюджетного планирования разрабатываются новые методы (1); органы исполнительной власти в процессе обсуждений и на основе определенных критериев выбирают некоторый набор методов, которые затем внедряются в жизнь после проработки, выпуска методических рекомендаций, законодательных и нормативных актов (2); в финансовом органе региона происходит реорганизация управления с применением этих новых методов (3); после практического использования новых методов производится их оценка (4); по результатам этой оценки, во-первых, разрабатываются кодексы лучшей практики для применения в других регионах (если опыт этого региона признан удачным) (5), а во-вторых, на основании произведенных оценок анализируется недостатки применения методов, что естественным образом вызывает разработку новых методов (или, например, заимствование их из опыта других стран) (1).

Перейти на страницу:
1 2 3