Основные пути развития рынка электронных денег

Появление первых электронных денег принято связывать с внедрением технологии смарт-карт - пластиковых карточек с компьютерным чипом, на который записывалась информация о количестве денег на счете. Они появились в начале 90-х гг. XX века.

В 1993 г. в оборот впервые были введены цифровые деньги Digi-Cash. Но процесс не стоял на месте, и идея электронных денег получила свое логическое продолжение - в 1998 г. в США была создана первая электронная система PayPal, которая давала возможность пользователям компьютеров пересылать друг другу деньги по электронной почте. Европа же продемонстрировала электронную систему PhonePaid, позволяющую проводить транзакции с помощью мобильных телефонов. Но это были еще не полностью электронные, а пока только гибридные системы электронных платежей, для проведения которых непременно требовались номера и данные реальных пластиковых карточек. И лишь затем было создано множество систем интернет-переводов, располагающих своими интернет-кошельками и предлагающих ряд способов переводить реальные деньги в интернет-деньги и наоборот, выводить интернет-деньги в реальную жизнь (Clickshare, E-gold, Internet Cash, NetCheque, MoneyBookers). Появляется, входит в обиход и получает широкое распространение термин E-commerce (электронная коммерция), как следствие, термин E-money (электронные деньги) вытеснил все остальные.

Увеличение доли рынка электронной коммерции, низкая стоимость операций, осуществляемых с помощью Интернета, снижение издержек при совершении мелких платежей - вот неполный перечень того, что заставило искать новые платежные средства. Таким образом, появление новых форм коммерции и новых форм финансовых услуг привело к появлению совершенно нового платежного инструмента - электронных денег.

Влияние эмиссии электронных денег на денежную массу является неоднозначным и зависит от ряда дополнительных предложений. Сила влияния будет зависеть от определения понятия денежной массы, а именно от включения или не включении в неё электронных денег. Если учитывать объём электронных денег при расчете денежной массы, то при обмене электронных денег, выпущенных банком, на наличные деньги клиента произойдёт уменьшение агрегата М0 и соответствующее увеличение депозитов. При этом в конечном счете агрегат М1 скорее всего увеличится из-за эффекта расширения депозитов, следовательно денежная масса возрастёт. Однако не все так однозначно. Если со стороны центрального банка введены обязательные резервные требования на объём эмитированных электронных денег, расширение депозитов будет меньше, а при стопроцентной ставке резервирования, которую предлагают установить некоторые экономисты, вообще не произойдёт, и денежная масса не изменится.

По предположениям влияние электронных денег на скорость денежного обращения может привести к резкому увеличению объёма денежной массы, однако, система расчетов не существует сама по себе: деньги не станут обращаться без осуществления сделок. Положительный результат от повышения эффективности расчетов будет гораздо выше, чем риск инфляции.

Жесткая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению банков, имеющих ограниченную коммерческую базу не применяющих инноваций. Это делает проблему применения «электронных денег» для кредитных организаций жизненно важной. В современных условиях невозможно ведение бизнеса без доступа в мировую компьютерную сеть - Интернет. Возможности Интернета постоянно растут - появляются новые службы, вводятся новые технологии. Настоящим прорывом к новым возможностям в сфере предпринимательства сало создание «виртуальной» экономики. Все больше и больше предприятий и фирм сало использовать доступ в глобальную сеть для ведения своих операций по расчетам. Не миновали все эти новшества и банковскую сферу.

Огромное количество сетей в России, их постоянное развитие создает благополучные предпосылки и для взаимодействия банка с внешней средой.

Сфера применения электронных денег постоянно расширяется, к электронным платежам и электронной коммерции прибавляются широко разрекламированная мобильная коммерция и мобильные платежи, то есть осуществление платежа при помощи мобильного телефона, когда используются денежные средства плательщика, размещенные у оператора связи. Мобильные платежи доступны тем абонентам мобильной связи, которые не имеют собственного банковского счета либо не хотят его задействовать при пользовании услугами мобильной коммерции. Этот тип мобильной коммерции применяется при продаже рингтонов, картинок, электронных игр. Платежи производятся при разовых покупках на незначительные суммы, а также для оплаты заведомо повторяющихся постоянных услуг, таких как ТВ и Интернет.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6