Структура расчетов с бюджетом по начислению за 2010-2011 гг.

Что касается ресурсных платежей, то в количественном выражении прирост был незначителен - 6 %. Но в структуре налогов в 2011г. их удельный вес вырос с 8 до 25% за счет изменения качественного состава обязательств перед бюджетом.

По налогу на прибыль в течение 2011 г. наблюдается значительное снижение начисленных сумм - на 48 %. В денежном выражении это на 28342,5 тыс.тенге меньше соответствующего показателя за 2010г. Такая ситуация объясняется снижением объемов производства и реализации в 2011г. За 9 мес. 2011г. институт отработал убытками. Так в 4 квартале прибыль перекрыла убытки и позволила институту успешно завершить год.

По перечислению в бюджет сумм подоходного налога с физ.лиц, удерживаемого по месту выплаты доходов, наблюдался рост на 1 747,9 тыс.тенге., что составило 5 % прироста. Такие изменения связаны с ростом заработной платы в институте в течение 2011г. и, соответственно, увеличением удержанного подоходного налога.

Прибыль по этому показателю в течении 2011 г. составила в абсолютном

выражении 10 132,3 тыс. тенге, в относительном - 91 %. Такое изменение было вызвано тем, что в 2011 г. не начислялся налог на содержание дорог и убыль по этой

статье составляет 9 988,1 тыс.тенге или 98 % от суммы изменения по данной группе налогов.

Не менее примечательна ситуация по уплате в бюджет штрафов, пени и неустойки. Сокращение расходов Общества по этому виду платежей в 2011г. составило 7 777 тыс.тенге или 90% от результатов 2010г. Однозначного ответа почему такое стало возможно нет. Основные суммы штрафов в 2008г. были по НДС и загрязнению окружающей среды - 4 768,3 и 3044,7 тыс.тенге. соответственно. В 2011г. по этим налогам было начислено 76,8 и 6,2 тыс.тенге ; по расчету налога на землю - 529,6 тыс.тенге и по просрочке поступлений валютной выручки - 104,8 тыс. тенге. Обычно штрафы начисляются по результатам налоговых проверок, которые, в свою очередь, происходят по заранее отработанному сценарию. Т.е. налоговики идут, заранее зная, что они будут «копать». Допустим, на каком-либо предприятии обнаруживают неумышленный изъян налогового учета, обусловленный нелогичностью налоговой системы, постоянно меняющимися правилами игры и разным токованием одних и тех же норм законов. Отслеженный факт детально разбирается, и проверяющие уже знают потенциально слабые места в налоговом учете субъектов предпринимательской деятельности и немедленно проверяют на прочность систему учета у всех. Но «по обе стороны баррикад» находятся профессионалы высокого уровня и как видно из сравнения, по НДС и экологии в 2011г. серьезных претензий у проверяющих органов не было. И это лучшее подтверждение того, что самый ценный опыт - это негативный.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что, несмотря на сложность процесса налогового учета и составления налоговой отчетности, система налогообложения работает, реагируя на изменения экономической и политической ситуации. Тенденции, прослеживаемые на протяжении рассматриваемых периодов, вселяют уверенность в том, что сотрудничество частного бизнеса и государства возможно, а противостояние экономически нецелесообразно. Говоря другими словами, зарождается понимание того, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца.

Перейти на страницу:
1 2