Общая характеристика и управленческая направленность баланса доходов и расходов

В большинстве случаев экономисты финансовой планом хозяйствующего субъекта считают только баланс его доходов и расходов.

Баланс доходов и расходов - бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагают понести в этот же период организация. Именно этот документ показывает соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, по нему можно судить о рентабельности организации, о возможностях вернуть в срок кредит и другие заемные средства.

В формате этого баланса находят отражение все те же виды расходов и затрат, которые необходимы для конкретной деятельности торговой организации. Главный смысл формата баланса доходов и расходов - показать руководителям организации эффективность хозяйственной деятельности в предстоящий период, установить лимиты основных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели совей деятельности - прибыль, объем реализации, формы и системы оплаты труда, самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в его распоряжении. В зависимости от формы собственности, организационной - правовой формы организации право утверждать финансовый план предоставляется органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план или выписки из него о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет сообщаются финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Для составления баланса доходов и расходов торговой организацией используется следующая информация:

бухгалтерский баланс за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;

данные об объемах реализации;

смета издержек обращения;

данные об объемах капитальных вложений;

сведения о движении основных фондов и оборотных средств;

анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;

лимиты расходов по отдельным статьям затрат;

нормы амортизационных отчислений, нормативы платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

Бюджетный период баланса доходов и расходов вводится продолжительностью 12 месяцев с помесячной разбивкой. Отчеты об исполнении бюджетов составляются ежемесячно. Корректировка баланса осуществляется по истечении каждого месяца (квартала).

Составлением баланса доходов и расходов и отчетов об его исполнении занимаются уполномоченные специалисты - плановики.

О результатах исполнения бюджетов ЦФО ежемесячно докладываются руководителю организации для выработки и принятия решений о мерах по улучшению финансового положения, по поощрению тех ЦФО, которые превысили плановые показатели по доходам, и снизили плановые показатели по расходам.

Единой структурной формы баланса доходов и расходов нет. Организации в праве самостоятельно выбирать структуру финансового плана (баланса доходов и расходов).

По мнению Т.Н.Лаптик, В.М.Марочконой, Л.Г.Колпиной, Э.А.Афитова и других специалистов в области финансового менеджмента и планирования, структура баланса доходов и расходов включает три раздела:

1. доходы и поступления средств;

2. расходы и отчисления;

. взаимоотношения с бюджетом.

По мнению В.Е.Хруцкого, Т.В,Сизовой, В.В.Гамаюкова, А.П.Шевлюкова, И.Т.Балабанова структура финансового плана состоит из двух разделов:

1. доходы и поступления средств;

2. расходы и отчисления средств;

Примерная форма баланса доходов и расходов рассмотрена в приложении В.

Перейти на страницу:
1 2