Порядок планирования основных статей доходной части

Как уже отмечалось в пункте 2.1., составление плана прибылей и убытков необходимо начинать с доходной части. Т.е. целью этого шага является определение планового товарооборота (для нашей организации - розничный), валовые доходы, средний процент торговых надбавок, операционные и внереализационные доходы, а затем и прибыль.

Но следует сразу сделать оговорку о том, что статьи внереализационные доходы и расходы являются статьями непроизводственного характера и поэтому трудно прогнозируются. Если торговая организация не имеет “прочей деятельности”, т.е. не планирует получать крупные доходы от финансовой деятельности, то статья операционных доходов также не планируется. К операционным доходам и расходам относятся планируемые доходы и расходы от продажи, списания, ликвидации, сдачи в аренду своих активов, проведения финансовых операций и других в соответствии с инструкцией по учету доходов и расходов организации.

Планирование доходной части начинается с планирования розничного товарооборота. Таким образом, в настоящее время розничные торговые организации осуществляют самостоятельное планирование своего хозяйственно-финансового и социального развития. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговой организации, так как показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые организации определяют экономически обоснованный объект розничного товарооборота на планируемый год.

Для планирования розничного товарооборота в экономической литературе встречаются следующие методики его расчета: с учетом получения необходимых доходов, месторасположения торговой организации, нормативов, на основе платежеспособного спроса и т.д.

. Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть методики - в достижении объема товарооборота, который обеспечит необходимый размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования. Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации (необходимой для финансирования прироста основных фондов; собственных средств в обороте; создания финансовых резервов; погашения кредитов; других целей).

На втором этапе осуществляется сопоставление рассчитанной суммы прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допускаемый уровень издержек обращения (на основе анализа за предыдущий период).

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах и другие).

Обоснованность плана розничного товарооборота затем проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки, и рассчитывается по следующим формулам:

, (2.1.)

где Tк - товарооборот в критической точке;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6