Проблемы государственного регулирования электронных денег

Восприняв в целом положительно инициативу АРБ и возможность обретения четкого правового определения, представители российских платежных систем, тем не менее, опасаются, что перенос акцента на банки приведет к удорожанию операций с электронными деньгами почти вдвое, а также предупреждают, что наложение на российских эмитентов ограничений больших, чем в остальных странах мира, может привести к вытеснению российских игроков зарубежными платежными системами.

В заключение хочется сказать, что российский рынок электронных платежей делает свои первые шаги с учетом мирового опыта в обретении правового поля электронных денег.

Главное преимущество электронных денег заключается в гораздо более низкой стоимости транзакций по сравнению с наличными деньгами и чеками. Так, обслуживание наличного денежного оборота в развитых странах обходится в 2-3% от ВВП. Только в США ежегодные издержки розничных продавцов и банков по управлению наличными деньгами (учет, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности) составляют 60 млрд.долл. По утверждению ведущих экономистов электронные деньги, например, смарт-карты могут значительно сократить эти издержки. В то же время «сетевые деньги» могут значительно сэкономить расходы по безналичным платежам. Так, по расчетам американского экономиста Дэвида Хамфри издержки электронных платежей с использованием «сетевых денег» составляют около половины или трети издержек безналичных расчетов и расчетов чеками. Удобство расчетов для потребителя и низкая стоимость транзакций для продавца при наличии хорошей системы защиты делает электронные деньги достаточно привлекательными. Об этом свидетельствует большое количество проектов систем электронных денег, которые разрабатываются и внедряются в последнее время разных странах. В 2000 году только в Западной Европе действовало 29 систем электронных денег.

Если предположить, что все большее число экономических субъектов будет предпочитать использование при расчетах электронных денег, спрос на деньги центральных банков снизится. Это приведет к снижению объема наличных денег в обращении и как следствие к ухудшению баланса центрального банка и потере им своего основного дохода - сеньоража. При этом контроль центрального банка над денежной массой ослабевает как по причине возможного недостатка информации о сумме электронных денег в обращении, так и вследствие снижения эффективности механизма регулирования через резервные требования. Кроме того, бесконтрольная эмиссия электронных денег может привести к резкому увеличению денежной массы и росту инфляции. Наконец, если принять во внимание процесс распространения систем частного клиринга, возникает вопрос о необходимости дальнейшего существования центральных банков.

Нужно сказать, что возможность функционирования экономики, в которой отсутствует центральный банк и даже деньги в той форме, в которой они существуют сейчас, рассматривалась учеными еще в 70-х - начале 80-х годов в работах Фишера Блэка, Юджина Фэмы и Роберта Холла. С появлением электронных денег эти вопросы снова стали актуальными.

Оценка роли центральных банков в новой экономике варьируется в научных кругах от изменения их функций и методов регулирования до полного их отмирания как финансовых институтов. Последнее мнение является довольно спорным, однако очевидно, что центральному банку и другим органам государственного регулирования необходимо предпринять определенные шаги для сохранения стабильности денежной системы и поддержания жизнеспособности этих институтов. Можно говорить о двух составляющих решения проблемы. Первая - это разработка четкой правовой базы, регулирующей отношения в сфере электронных денег. Вторая - корректировка методов денежно-кредитной политики и введение новых пруденциальных норм.

Перейти на страницу:
2 3 4 5 6 7 8 9